Циничная археология. Как Киев лишили истории. Археологический сезон в Киеве 1972 завершился сенсацией. На участке площади (тогда - Красной) - ул. Хорива на глубине 8-12 метров было найдено 15 деревянных срубов (сооружений). Кроме фундаментов, стен, остатков пола, в культурном слое археологи зафиксировали керамику, украшения, ложки, детские ложечки, трепала, расчесывала, колеса. И что самое фантастическое, то дерево из Х-го века, в 1972-м, пахло ... сосной! Вопрос: как сохранилось это дерево? Причина тому было быстрое закапывания/занесения срубов грунтом. Т.е. свежий сруб завалило (верхнюю снесло). Доступа кислорода не было и он отлично сохранился. 1000-летние деревянные памятки древнего зодчества... Аналогов в мире почти нет. Археолог Глеб Ивакин, который тогда с перерывами работал в составе Киевской археологической экспедиции Института археологии, вспоминает, что эта находка в то время полностью перевернула представление о массовой застройки в Киеве в Х в. Она опровергла существующий вывод археолога М. Каргера и доказала, что в Южной Руси уже в то время (а с помощью дендрохронологических анализа было определено точную дату - 910-й год) люди жили в полноценных срубных жилищах, а не в землянках. Более того, теперь стало понятно, что в начале Х в. на киевском Подоле уже жили люди - ведь в летописи сказано, что первыми поселенцами места стали древляне, что приплыли на лодках к Боричевого спуска в конце Х в. Специалисты говорят, что киевский грунт плохого качества по хранению-консервации дерева. Но поскольку речь шла о Подоле, низине, срубы были перекрыты речными намывами Днепра, засыпанные лучшим консервантом - песком, что позволило «дереву» сохраниться в течение тысячи лет в таком отличном состоянии. Вопрос : Откуда в Днепре такие селевые массы при половодье? Никогда не видел, не находил упоминаний, что в сезонный разлив река несла столько ила, песка, глины. - Все то дерево в больших емкостях, стоявших у контрактовой дома около 3-х месяцев, отварили в фенолоспиртах, вытесняя таким образом кислород, и пронумерованными, со всеми чертежами и схемами для реконструкции отдали в музей в Пирогово, - говорит Глеб Юрьевич. - Он тогда активно формировался, государство выделяло значительные средства на его оборудование, туда свозили образцы жилья со всей Украины, и эта наша передача была вполне логичной. Находку следующего, 1973-го года, хозяйственный сруб XI в. с территории современного Житнего рынка мы тогда передали Михаилу Ивановичу Сикорскому в Переяслав. Мы свою работу сделали, а дальнейшее экспонирование и сохранения уже быть делом музейщиков. К слову, надо вспомнить, что еще за год была очередная сенсация - в устье Десны был найден 10-ти метровый ствол дуба со следами девяти отверстий в виде фигуры квадрата, куда вставлялись челюсти кабанов, на основании чего были сделаны выводы относительно ритуального назначения «дуба Перуна», как его неофициально окрестили. И он тоже поехал в киевский музей, руководство которого согласилось с обязательством по созданию специальной археологической экспозиции-павильона, куда кроме ритуального дерева должны быть помещены и «наши» срубные жилья. В том же Переяславе-Хмельницком уже через год павильон и реконструировано жилье стали частью экспозиции под открытым небом. - С Михаилом Ивановичем было легко, он же горел на работе и жил ею. Мы ему только звонили, уже через час у нас была машина и несколько рабочих, которые готовы были все, что мы давали, везти в музей. Мы его боялись наедине с вещами оставлять, потому что он все что видел, стремился «потянуть» в музей, - смеется в воспоминаниях Глеб Ивакин. А вот в Киеве, когда археологам пришлось 3 раза (!!!) восстанавливать документы (акты, чертежи) на срубы, которые то исчезали, или терялись в Пирогово, стало понятно, что экспозиции скорее всего не будет. С 1970-х гг. И до сих пор она так и осталась на задворках Пироговского пространства. Ремарка : Неудивительно, что даже в то время находились те, кто саботировал факты, которые изменяли историю учебников Только живучи туристы доходят до той части экспозиции, уставшие и переполнены впечатлениями. Некрепкий временный павильон часто воспринимают как неубранные остатки строительных работ, а не уникальную, хоть и не доработанную экспозицию. Но в последние дни сенсация со срубом повторилась: любопытный посетитель-археолог добрался внутрь. То, что зафиксировала его фотокамера, осталось из прочного законсервированного тысячелетнего дерева, которое при обнаружении в 1972 году выделяло аромат сосны, трудно назвать даже дровами. Срубы Х в. уничтожены руками музейщиков (или их бездействием). Это лишь последняя «находка». Год назад были опубликованы фото с другой музея, где одежда ХХ в. была личинками моли превращен в пыль ... А о сколько таких случаев мы просто не знаем? Думаю, каждый из нас хоть раз в жизни слышал от старших людей фразу «потом отдадим в музей». В сознании рядового жителя еще остается стереотип, что в «храме муз» вещь будет храниться долго и это будет почетная судьба для нее. Но надо признать и громко говорить, что сейчас ситуация кардинально изменилась. Не все музеи могут / могут на должном уровне обеспечивать сохранность и соответствующее экспонирования тех или иных вещей. В общем наши предки вместе с нашей природой сделали и сохранили нам то, чего нет у многих других народов. А мы всё потеряли. И кто мы после этого? Источник: http://sibved.livejournal.com/184128.html

Теги других блогов: история археология Киев